А что останется после нас?

Россия, которой больше нет

Уникальная коллекция фотографий Прокудина-Горского: что мы оставили в дореволюционной России?
Об этой бесценной коллекции заговорили несколько лет назад, после выхода на экран фильма Леонида Парфёнова, опубликовавшего редкие снимки из архивов библиотеки Национального Конгресса США, где они и хранятся по сей день.
Мы отобрали для изучения несколько десятков снимков Прокудина-Горского, прошли по маршруту фотографа, чтобы понять: какая она, старая Россия, почему она кажется лучше нынешней и какие снимки останутся после нас?

Глава 1,

Прокудин-Горский

Изобретатель и издатель, химик, ученик Менделеева и педагог, Прокудин-Горский в памяти потомков остался прежде всего как волшебник, своим самодельным аппаратом навсегда запечатлевший царскую Россию в цвете.

Автопортрет у реки Каролицхали,1912

Сергей Михайлович Прокудин-Горский был первооткрывателем цветной фотографии царской России
Сергей Михайлович Прокудин-Горский окончил Санкт-Петербургский технологический институт, где посещал лекции Менделеева; изучал живопись в Императорской Академии художеств; во время своего обучения в Берлине и Париже вместе с местными химиками и изобретателями занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии, которая влекла его - усовершенствование техники цветной съёмки стало делом его жизни.
Он изучает, экспериментирует, делает доклады «О фотографировании падающих звёзд (звёздных дождей)». Его чёрно-белые снимки представлены на Всемирной Парижской выставке. В Петербурге открывается «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» Прокудина-Горского, где располагаются лаборатория и редакция журнала «Фотограф-любитель», основанного Прокудиным-Горским. Он сам пишет в журнал заметки с последними новостями из мира фотографии.
Первые выпуски журнала "Фотограф-любитель"

13 декабря 1902 года впервые было объявлено о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии немца А. Мите - учителя Прокудина-Горского. А в 1905 году Прокудин-Горский патентует свой сенсибилизатор, значительно превосходящий по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите.

Прокудин-Горский снимал объекты трижды - в синем, зеленом и красном цветах

Новшество - в усовершенствовании метода передачи цветного изображения. Используя принцип разделения цвета на три основных компонента Прокудин-Горский разработал: метод цветной съемки, фотокамеру и специальный проектор.
Съёмка проходила так: через цветные светофильтры синего, зелёного и красного цветов делались последовательно три быстрых снимка одного и того же объекта. На получение трёх изображений уходило примерно три секунды. Получались три чёрно-белых негатива, расположенных на одной фотопластинке. С этого тройного негатива изготовлялся тройной же позитив (вероятно, методом контактной печати). При сложении трёх изображений (красного, зелёного и синего) на экране получалось полноцветное изображение.
Точная конструкция фотоаппарата Прокудина-Горского неизвестна; это была его собственная разработка, вероятно, он был похож на фотоаппарат Мите.
Таким образом Прокудину-Горскому удаётся уменьшить выдержку, сделав возможной экспозицию за секунду.
Совместно с Максимовичем Прокудин-Горский работает над конструкцией киноаппарата для цветной съёмки по собственному методу и в 1911 производит съёмку в Туркестане. Для развития цветного кинематографа и цветной печати при его участии несколькими крупными промышленниками учреждается акционерное общество «Биохром», которому передаются имущественные права на коллекцию Прокудина-Горского. Накануне Первой мировой войны он продолжает исследования, добивается новых успехов и патентует способ изготовления дешёвых цветных плёночных диапозитивов для синематографии.
~
~
С 1904 по 1906 год Прокудин-Горский проводит в усовершенствовании метода и поездках по миру - он снимает в цвете Дагестан, Финляндию, Кавказ, Крым, Украину, солнечное затмение в Туркестане, Льва Толстого в Ясной Поляне, Фёдора Шаляпина. По некоторым сведениям,Прокудин-Горский фотографировал также членов царской семьи, но эти фотоснимки обнаружить пока не удалось; возможно, они безвозвратно утрачены. Его снимки древних ваз — экспонатов Эрмитажа — впоследствии были использованы для реставрации их утраченного цвета.
И вот тогда-то Прокудин-Горский задумывает грандиозный проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию с её достопримечательностями и народом.
В 1909 году он получает аудиенцию у императора Николая II, где делится своими мыслями. Царь поручает ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю.
На аудиенции Прокудин-Горский демонстрирует царской семье свои цветные снимки и даже кусочки кинохроники. Всё это словно чудо - сочные цвета, как в жизни, только на белом экране, и Николай II, большой любитель фотографии, одобряет идею фотографа.
Царь поручает Прокудину-Горскому возглавить грандиозный проект по созданию документального фотообозрения России, повелевает выделить экспедиции небольшой пароход, способный идти по мелководью и переоборудованный в фотолабораторию, моторную лодку для реки Чусовой, железнодорожный вагон. Для съёмок Урала и Уральского хребта в Екаеринбург был прислан автомобиль «Форд». Царской канцелярией Прокудину-Горскому были выданы документы, дающие доступ во все места империи, и письменное предписание «повсеместно оказывать подателю сего необходимое содействие».

Тем не менее всю съёмку Сергей Михайлович проводит на свои средства.

Цель проекта ставится образовательная: чтобы при помощи «оптического цветного проецирования» знакомить учащихся с памятниками архитектуры и искусства, пейзажами, достижениями промышленности и сельского хозяйства, бытом и культурой народов России.
Карта стран и городов, отснятых Прокудиным-Горским

Летом 1909 года первый в нашей истории фото-этнограф отбывает в экспедицию длительностью пять лет. Русские церкви и монастыри, роскошные дворцы и усадьбы, панорамы Твери, Тифлиса, Можайска. Русские купцы и крестьяне, дети. Дагестанцы, таджики, узбеки в национальных костюмах. Станки на фабрике, турбины гидроэлектростанции... К столетию Бородинской битвы фотограф повторил путь Наполеона на Москву, сфотографировал места сражений 1812 года.
С 1909-го по 1916 год Прокудин-Горский исколесил одиннадцать регионов страны, сделал тысячи снимков и прочитал десятки лекций, сопровождавшихся демонстрацией «слайдов».
Цветной снимок Л. Н. Толстого, сделанный Прокудиным-Горским 23 мая 1908 года
"…работа моя была обставлена очень хорошо, то с другой, она была очень трудна, требовала огромного терпения, знания, опыта и часто больших усилий", - писал Прокудин-Горский

Несмотря на вагон и пароход, снимать приходилось в самых различных и часто трудных условиях. Вечером фотографии проявляли в лаборатории вагона, иногда работа затягивалась до поздней ночи,особенно если погода была неблагоприятна и нужно было выяснить, не окажется ли необходимым повторить съёмку при другом освещении, прежде чем ехать дальше. Уже в пути с негативов делались копии и вносились в альбомы. За период путешествия технология вывода цветного изображения на экран была отработана уже практически идеально.


Карта съёмок Прокудина-Горского 1909-1916 год
Карта съёмок Прокудина-Горского, 1909 - 1916 гг
За время работы над своим грандиозным проектом Прокудин-Горский отснял несколько тысяч пластин
На жнитве. Вологодская область, 1909 год

Если бы не эти снимки, кто мог бы поверить в такие смелые, отчаянные цвета и их сочетания? Прокудин-Горский на своих снимках сохранил для нас настоящую Россию того времени, Россию во всем цвету.

Одна из ярчайших фотографий Прокудина-Горского: "Крестьянские девушки". Деревня Топорня
До 1917 года в России были отпечатаны более сотни цветных фотографий Прокудина-Горского, изкоторых 94 — в виде фотооткрыток, и значительное число — в книгах и брошюрах. Так, в книге П. Г. Васенко «Бояре Романовы и воцарение Михаила Фёдоровича на царство» (СПБ., 1913) былонапечатано 22 высококачественных цветных репродукции фотографий Прокудина-Горского, в том числе снимки, сделанные в Москве. К 1913 году технология позволяла печатать цветные фотографии Прокудина-Горского почти в современном качестве. Некоторые цветные фотографии Прокудина-Горского были изданы в большом формате в виде «настенных картин» (например, портрет Л. Толстого).

Точное число напечатанных в России до 1917 года цветных фотографий Прокудина-Горского пока остается неизвестным.

Фотографии, созданные Прокудиным-Горским, мало отличались по качеству от современных работ. Не говоря уже о том, что количество сделанных им фотографий превзошло все другие коллекции. Главное наследие Прокудина-Горского, «Коллекция достопримечательностей Российской империи» снималась 12 лет и состоит из около 3500 снимков.
Прокудин-Горский умер в Париже, в «Русском доме», спустя немного времени после освобождения Парижа от фашистов. Эмигрируя из СССР, фотограф смог вывезти большую часть своей огромной коллекции, и во время оккупации она хранилась в Париже и позднее была продана наследниками.
Снимки были оцифрованы только в начале XXI в.
Материки. Этюд. Вологодская область, 1909 год
Заглядываешь в эти лица - и мурашки по коже: вот они, стоят рядом, как живые, наши прабабушки и прадедушки. Через несколько лет начнётся революция, перевернётся история, не станет царя, начнётся коллективизация, разрушение церквей, которые так старательно снимал Прокудин-Горский.
Вот сельчане присели на берегу реки, пьют чай из блюдечек в перерывах между работой. Может быть, это прабабушка какого-нибудь нынешнего хипстера-подростка, на каникулах отдыхающего в Тайланде.
Это снимки деревни Девятины Вологодской области, 1909 год. Этой деревни больше нет. Она была затоплена в Советское время, при строительстве очередного водохранилища
После кончины Николая II Прокудин-Горский вместе со своей коллекцией – стеклянными пластинами в 20 ящиках – сумел выехать сначала в Скандинавию, затем Париж. По некоторым данным, часть фотографий остались в Советской России. Ещё некоторое количество негативов было утрачено во Франции из-за плохих условий хранения.

В конце 40-х годов был поставлен вопрос о публикации первого «Истории русского искусства» под общей редакцией И. Грабаря, и снабжении его цветными иллюстрациями. В 1948 году представитель Рокфеллеровского фонда Маршалл приобрел у Прокудиных-Горских около 1600 фотопластинок за сумму 5 000 долларов. Таким образом пластины попали в библиотеку Конгресса США.

Уже в наше время появилась мысль о том, чтобы отсканировать и совместить 3-пластиночные фотоработы Прокудина - Горского на компьютере. Так удалось вернуть уникальный архив к жизни.

Всего «американская» часть коллекции Прокудина-Горского насчитывает 1902 тройных негатива и 2448 чёрно-белых отпечатков в контрольных альбомах (в совокупности — около 2600 оригинальных изображений).

Работы по совмещению отсканированных тройных негативов и реставрация полученных таким путём цветных цифровых изображений продолжаются до сих пор.

«

"Эти изображения вечны - не изменяются. Достичь таких результатов никакая передача красками не может"
С.М. Прокудин-Горский


»

Глава 2,

В сравнении

О том, как изменилась Россия за сто лет, и хорошо это или плохо
Команда журналистов, энтузиастов и фотографов проехала по местам, где побывал Прокудин-Горский. Фотографы постарались снять объекты с тех же ракурсов, в то же время года. Как изменилась Россия за сто лет, хорошо это или плохо - смотрите и делайте выводы сами.
1916 год фот. Прокудин-Горский
Июль 2007 года Соловецкий монастырь. Корожная башня

Некоторые снимки совсем не похожи друг на друга: дальний и средний план перекрыт зданиями или растительностью, а ближний изменился до неузнаваемости.

1916 год фот. Прокудин-Горский
11 августа 2015 г. Петрозаводск
1912 год фот. Прокудин-Горский
Сентябрь 2011 г. Успенский собор в Далматовском монастыре. прим. автора: Полноценный вид мешает сделать новостройка
1916 год фот. Прокудин-Горский
июнь 2013 г. [Воскресенский кафедральный собор] в Петрозаводске. Из переписки 1840-х годов: "Большой собор, переделанный из приходской церкви и не имеющий ни наружного вида, ни удобного внутреннего расположения, с фальшивым деревянным верхом и куполами сломать, и на месте сем построить дом для духовной консистории, который бы передним фасадом обращен был к большой площади …"
Больше половины объектов с фотографий Прокудина -Горского к нашему времени разрушены. Тем удивительнее наблюдать отреставрированные, сохранённые строения, вот, к примеру, церковь Иоанна Богослова в Ростове-Великом:
1911 год фот. Прокудин-Горский
11 июня 2007 года фот. Манин А. И.

Крохинская церковь в Вологодской области, 1909 год:

Она же в наши дни:

И ещё немного снимков из раздела было-стало:

Глава 3,

Новосибирск

А что Новосибирск?
К сожалению, талантливый Прокудин-Горский со своим цветным фотоаппаратом до Сибири не доехал. Он бывал у нас раньше: есть несколько чёрно-белых снимков Новониколаевска, обозначенные его именем. Большинство же фотографий Новосибирска царского времени - это плохого качества, зернистые снимки.

Сравним несколько карточек?

Краеведческий музей Новосибирска выставил достаточно фотографий старого города в открытый доступ. Большинство снимков в архивах - конечно, уже послереволюционные. Мы выбрали несколько снимков неизвестных авторов времён Прокудина-Горского и сравнили со снимками восьмилетней давности
Обязательный объект — первый ж/д мост через Обь, конец 19 века. Правая секция сейчас является памятником:
Сейчас. В 80-х на старых ледорезах возвели новые опоры и на них соорудили новые пролётные строения. Теперь это стратегический объект, он охраняется и проход по нему запрещён:
Тот самый путепровод над Красным, возле автовокзала. 1915-ый год:
Сейчас всё в рекламе. Проезд стал шире и путепроводов уже два:
Красный проспект, 3. Здание построено в 1912 г. по проекту архитектора А.Д. Крячкова. Между 1912 и 1916 годами:
Красный проспект, 9 — дом купца Ф.Д. Маштакова, только построен
Вид с Красного проспекта на Коммунистическую (бывшую Гудимовскую), 1910-е годы
Коммунистическая, 35 — здание Сибирского торгового банка, 1910 год
Красный проспект, 26 — здание Русско-Китайского банка, 1910 год
А вот будущая НГАХА ещё не надстроена, конец 20-х — начало 30-х. На площади был парк
Вид с Ленина на пересечение с Урицкого, начало века
Серебренниковская, 10 — Александровская школа
Ну и несколько фотографий с видами современного Новосибирска без прикрас:

Пройдёт время, и, может быть, мы будем по нему такому скучать.


Всегда кажется, что в прошлом и солнце было ярче, и трава зеленее. Может быть, и так. Скорее всего, будущее будет куда лучше.
Может быть.
Пройдёт каких-нибудь сто лет - и будут наши города выглядеть так:

На фото разработанные проекты по строительству и реконструкции дома на Вилюйской, площади Ленина, областной научной библиотеки, ледового дворца, площади Маркса в Новосибирске


Что ж. Может быть, это будет лучше. Лучше, чем раньше, когда на этом же месте стояла другая страна.
Которой теперь нет.
~
~
Елизавета Лиманская,
специально для Ирины Винник
Made on
Tilda